Положение о работе педагога-психолога в ДОУ

Положение
о работе педагога-психолога

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями на 16 апреля 2022 года, ФГОС
дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с
изменениями на 21 января 2019 года, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов
Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском
саду, письмом Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании рабочего
времени педагога-психолога образовательного учреждения, Конвенцией ООН о правах ребенка,
Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение устанавливает основные направления и виды деятельности педагогапсихолога, определяет его ответственность, права и обязанности, а также регламентирует
деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения ориентирована как
на воспитанников, так и на административных педагогических работников и родителей (законных
представителей) детей, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья, на
психологическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности, на создание условий для
личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
1.4. Основной целью деятельности педагога - психолога в ДОУ является психологическое
сопровождение личностной и социальной адаптации детей в процессе обучения и воспитания и
подготовке их к школе, а также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического
процесса.
1.5. Педагог-психолог осуществляет свою работу, руководствуясь международными актами в области
защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, приказами и распоряжениями органов Управления образования, настоящим Положением.
1.6. На должности педагога-психолога ДОУ могут работать специалисты с базовым психологическим
образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную
переподготовку по специальности “Психология”, имеющие диплом государственного образца.
Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании документов об образовании
и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования
Российской Федерации.
1.7. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка и задачами его
всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!”
1.8. Педагог - психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом дошкольного
образовательного учреждения и родителями (законными представителями) воспитанников.
1.9. Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание педагогомпсихологом и воспитателем сущности их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость
позиций педагога-психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях
работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы.
1.10. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со специалистами в
области медицины, дефектологии и других областях, органами опеки и попечительства, органами
внутренних дел, представителями общественности, оказывающими дошкольному образовательному
учреждению помощь в воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами строятся на
основе равенства и взаимодополняемости позиций.

2. Цели и задачи
2.1. В своей деятельности в ДОУ педагог-психолог исходит из необходимости реализации как
образовательных, так и социальных целей системы дошкольного образования.
2.2. Образовательная цель – это приобретение воспитанниками дошкольного образовательного
учреждения необходимых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры,
достижения успеха в жизни.
2.3. Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из
способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. Социальная цель состоит также в
воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности
в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой
личности.
2.4. Целью деятельности педагога-психолога ДОУ являются:
• содействие администрации и педагогическому коллективу дошкольного образовательного
учреждения в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности
воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития
личности детей, их родителей (законных представителей), педагогических работников и
других участников воспитательно-образовательных отношений;
• содействие в приобретении воспитанниками детского сада психологических знаний, умений и
навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в
жизни.
2.5. К основным задачам педагога-психолога ДОУ относятся:
• психологический анализ социальной ситуации развития в дошкольном образовательном
учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и
средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном
этапе;
• формирование у детей способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата
в дошкольной образовательной организации;
• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и
способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям
воспитанников;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также
развитии воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности
специалистов дошкольного образовательного учреждения, образовательных программ и
проектов, учебно-методических пособий;
• участие совместно с педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании условий
психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе
непрерывного образования;
• содействие распространению и внедрению в практику дошкольного образовательного
учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
3. Организация деятельности педагога-психолога
3.1. Педагог-психолог ДОУ является равноправным членом педагогического коллектива дошкольного
образовательного учреждения. Принимает участие в работе Педагогических советов, педагогических
консилиумов, методических объединений и др.
3.2. Для организации работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении
создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении,
обеспечивающем необходимые условия для проведения диагностической, консультативной,
развивающей и коррекционной работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим
оборудованием.

3.3. Нагрузка педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении составляет не более 36
часов в неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и регулируется
данными правилами с учётом:
• выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
воспитательно-образовательных отношений в пределах не менее половины недельной
продолжительности их рабочего времени. Исходя из особенностей контингента воспитанников
и образовательной деятельности, количество часов работы с участниками образовательных
отношений устанавливается администрацией детского сада;
• подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки анализа и
обобщения полученных результатов, заполнения отчётной документации, методическая работа
(семинары, педсоветы и т.д.), а также повышения квалификации.
3.4. Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической
работы с воспитанниками детского сада разных возрастов и различными категориями взрослых.
3.5. Педагог-психолог ведёт учет проводимой в ДОУ работы, согласовывает планирование и
представляет отчетность по административной и профессиональной линии.
3.6. График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией дошкольного
образовательного учреждения. При составлении графика работы педагога-психолога учитывается
необходимость работы по повышению квалификации.
3.7. На время отсутствия педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении (болезнь,
командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему
необходимой квалификацией.
3.8. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной учебной нагрузки
решаются в соответствии с нормативными документами Министерства образования и науки
Российской Федерации.
4. Основные направления деятельности педагога-психолога
4.1. Прикладное – психологическое сопровождение воспитательно-образовательной деятельности,
включая участие в составлении программы развития ДОУ, образовательных программ, создании
учебных пособий, разработке психологических оснований дидактических и методических
материалов.
4.2. Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в дошкольном образовательном
учреждении.
4.3. В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, их интересов,
способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе
обучения и воспитания, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
4.4. Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми, родителями
(законными представителями) воспитанников, специалистами, воспитателями, администрацией
дошкольного образовательного учреждения и др.
4.5. Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа жизни для всех
участников воспитательно-образовательных отношений в ДОУ, развитию детей и их творческих
способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин
нарушения личностного и социального развития у детей дошкольного возраста, занимается
профилактикой подобных нарушений.
5. Основные виды деятельности педагога-психолога
5.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
5.1.1. Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и определяется
необходимостью формирования у педагогических работников и администрации ДОУ, у родителей
(законных представителей) и детей потребности в психологических знаниях, желании использовать
их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и
самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных
нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
5.1.2. В рамках психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет следующие
мероприятия:

проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дает родителям (законным
представителям) и воспитателям рекомендации по оказанию помощи воспитанникам в
адаптационный период;
• проводит обследование ребенка по определению уровня интеллектуального развития с целью
выявления воспитанников с отклонениями в развитии и оказания своевременной
коррекционно-развивающей помощи;
• участвует в приеме детей в группы коррекционной направленности, определяет
психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных
отклонений и их коррекции;
• предлагает родителям (законным представителям) методы занятий с ребенком для ликвидации
пробелов в подготовке к школе;
• совместно с педагогами ДОУ намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью
их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического
развития в процессе школьного обучения;
• проводит психологическое обследование детей при переходе из одной возрастной группы в
другую, намечая совместно с педагогами, родителями (законными представителями)
программу индивидуальной готовности к обучению на новом этапе;
• ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у
детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения;
• участвует в организации психолого-медико-педагогических консилиумов с целью
психологического анализа поведения и развития воспитанников детского сада для наиболее
полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей;
• ведёт работу по созданию благоприятного психологического климата в ДОУ, а именно
оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый, взрослый ребенок, ребенок - ребенок) и консультирует педагогов, воспитателей и других работников по
широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
• способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов,
осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;
• проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий,
педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей,
актуальным задачам их развития.
5.2. Психологическая диагностика
5.2.1. Основной задачей данного вида деятельности педагога-психолога ДОУ является диагностика
развития личности воспитанников, углубленное психолого-педагогическое изучение детей на
протяжении всего периода дошкольного детства, определение индивидуальных особенностей и
склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также
выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.
5.2.2. Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с
группами детей.
5.2.3. В рамках психодиагностического направления педагог-психолог решает следующие конкретные
задачи:
• проводит в случае необходимости психологическое обследование воспитанника ДОУ с целью
определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
• проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью
обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в
личностном самоопределении.
• проводит диагностику общения воспитанников детского сада со взрослыми и сверстниками,
выявляют психологические причины нарушений общения.
• совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную
диагностику различных отклонений в психическом развитии для определения нарушений,
имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу, а также форм и
причин явного асоциального поведения.
5.3. Психологическая коррекция
•

5.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога ДОУ на
процесс формирования личности и сохранение индивидуальности воспитанников. Этот вид
деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей возрастным
нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и
обучения детей, в развитии их способностей и склонностей.
5.3.2. Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность педагога-психолога по
разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами: дефектологами,
логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами и др. – в процессе обучения и
воспитания, в коррекции поведения детей.
5.3.3. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей определяемых в ходе психодиагностических
исследований, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
5.3.4. В ходе психокоррекционной работы:
• педагог-психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении
программ, направленных на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и
личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
• педагог-психолог совместно с педагогом (воспитателем) разрабатывает и помогает ему в
осуществлении программы коррекции, направленные на устранение отклонений в
психическом развитии ребенка;
• развивающая и психокоppекционная работа может проводиться в процессе специальной
работы педагога-психолога с отдельными воспитанниками, специальной работы с группами
детей, в процессе воспитательных мероприятий и в формах, подразумевающих участие
родителей и других родственников ребенка.
5.3.5. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и
нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или
психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях,
когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую
природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы
компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь
в качестве эксперта или консультанта.
5.4. Консультативная деятельность
5.4.1. Данный вид деятельности педагога-психолога ДОУ направлен на консультирование взрослых и
детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
5.4.2. В процессе консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей
(законных представителей), администрацию и педагогов детского сада по проблемам обучения и
воспитания детей в форме педагогики сотрудничества, проводит индивидуальное или групповое
консультирование участников воспитательно-образовательной деятельности по проблемам обучения,
личностного развития и жизненного самоопределения по проблемам общения.
5.4.3. В процессе консультативного направления педагог-психолог решает следующие конкретные
задачи:
• консультирует
администрацию, специалистов, воспитателей, родителей (законных
представителей) по проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологической
основы педагогики сотрудничества;
• проводит индивидуальное и групповое консультирование воспитанников по проблемам
обучения, развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками, самовоспитания и т.п.;
• способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей, представителей
общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в
педсоветах, методических объединениях, общих и групповых родительских собраниях,
чтением лекций и др.
• выступает в качестве эксперта - консультанта при решении вопросов о психическом
состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов, органов
опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими инстанциями

•

обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка
(направление в специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение родительских прав,
усыновление и т.п.);
в качестве консультанта принимает участие в планировании воспитательно-образовательных
мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и
обусловленных условиями воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

6. Права и обязанности педагога-психолога
6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог ДОУ, как и любой
специалист службы практической психологии образования Российской Федерации, несет
персональную профессиональную ответственность за объективность психологического заключения,
адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность
рекомендаций, конфиденциальность информации.
6.2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность протоколов обследований, документации
в соответствии с формами установленного образца.
6.3. Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения несет профессиональную
ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
6.4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог ДОУ:
• рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной
компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современных
требований психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции
представителей других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);
• повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения психологической
науки и практики, знает основы возрастной, педагогической психологии и принципы
организации Службы практической психологии в системе образования;
• применяет современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей,
психокоррекционной и психопрофилактической работы;
• препятствует
проведению диагностической, психокоррекционной и других видов
психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей
профессиональной подготовкой;
• в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного психического
и физического развития;
• выполняет распоряжения и указания соответствующих органов отдела образования,
администрации ДОУ и специалистов соответствующих органов общественного
самоуправления, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих
профессиональных возможностей и средств;
• оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении
основных проблем воспитательно-образовательной деятельности, оказывает необходимую и
возможную помощь воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, содействует
развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах
детской и возрастной психологии;
• соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет сведения,
полученные в результате психодиагностической и консультативной работы, если
ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта
психокоррекции или может нанести ущерб воспитаннику или его окружению;
• ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в соответствии с
предлагаемыми образцами отчетной документации.
6.5. В своей деятельности педагог-психолог ДОУ имеет право:
• на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным
законом "Об образовании в Российской Федерации" и соответствующими распоряжениями
Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы образования
(продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.);
• самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов
работ, выделяя приоритетные направления;

•
•

•
•

•

•
•

на создание условий со стороны администрации дошкольного образовательного учреждения,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда эти
распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности,
определяемым настоящим Положением;
знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной
деятельности;
обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их
социального положения и прочих;
участвовать с правом решающего голоса в работе Педагогических советов ДОУ, в работе
Психолого-медико-педагогических консилиума дошкольного образовательного учреждения,
Психолого-медико-педагогической комиссии, комиссий по опеке и попечительству и других,
решающих судьбу ребенка. В случае несогласия с решением указанных органов педагогпсихолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;
участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов
профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
проводить групповые и индивидуальные обследования, направленные на решение конкретных
вопросов процесса дошкольного образования, воспитания и развития личности воспитанников
http://ohrana-tryda.com/node/2209

•
•

вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психологопедагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научно-популярных
газетах, журналах и пр.

7. Ответственность педагога-психолога ДОУ
7.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность результатов
психологического диагностирования, адекватность коррекционных методов, обоснованность
рекомендаций.
7.2. Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение документации, сохранность
документов, отражающих деятельность психологической службы дошкольного образовательного
учреждения.
7.3. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материально – технических средств,
вверенных для работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения.
8. Документация педагога-психолога
К документации педагога-психолога ДОУ относится:
• положение о психологической службе;
• положение о работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения;
• годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом дошкольного
образовательного учреждения;
• календарные планы;
• банк психодиагностических методик;
• листы коррекционной работы;
• результаты психологического обследования;
• журнал регистрации индивидуальных консультаций;
• журнал запросов;
• планы и программы коррекционной работы;
• методические рекомендации для воспитателей и иных педагогических работников;
• рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного
образовательного учреждения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о работе педагога-психолога является локальным нормативным актом
ДОУ, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.

9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной
форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».