ВВЕДЕНИЕ Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий муз. кругозор. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства, развивая в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, чувства ритма, формируя умение выражать себя в песне. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки» имеет художественно-эстетическую направленность, так как основным направлением программы является музыкально-эстетическое воспитание. Актуальность программы. Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка, поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Также актуальность программы определяется тем, что у детей дошкольного возраста, как правило, наблюдается недостаточный уровень развития речи, зрительного и слухового внимания и памяти, нарушение координации голоса и слуха во время пения. Актуальность программы связана с использованием оздоравливающих технологий организма ребенка. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы в создании благоприятных условий для развития вокально-певческих навыков, творческой самореализации, музыкальных способностей, эмоционального развития, а также нравственнокоммуникативных качеств личности. Для развития таких качеств в данной программе предусматривается комплекс различных видов деятельности: дыхательная и артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения, распевание, сольное и ансамблевое исполнение песен, музыкально-дидактические игры и упражнения. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей занятия в вокальном кружке «Весёлые нотки» — это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа разработана на основе авторской программы «Игровая методика обучения детей пению» (Автор: Ольга Валерьевна Кацер) и Программы «Вокально-хоровая работа в детском саду» (Автор: Марина Юрьевна Картушина). Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в активную творческую деятельность, направленную на развитие вокальных исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка, освоение способов творческого самовыражения, формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление принимать участие в социально значимой деятельности. Построение системы занятий с дошкольниками ведется с учетом возрастных особенностей развития музыкальных способностей и индивидуальных характеристик музыкальности детей. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно — ориентированные, игровые технологии. Главная отличительная особенность данной программы заключается в применении игровой методики обучения пению дошкольников. Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все процессы обучения происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются на тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение Уникальность данной программы заключается в том, что развитие певческого голоса детей делится на два этапа: 1. речевой этап. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу. Основными видами деятельности на речевом этапе являются: — артикуляционная гимнастика, — игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание, — развивающие игры с голосом, — речевые зарядки, — речевые игры и упражнения, — ритмодекламация 2) певческий этап. Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, а также способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса. Их общая цель — легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: — «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, — обострить интонационный слух, — подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, — сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием. Адресат программы: Программа разработана для детей от 5 до 7 лет. Это воспитанники старших и подготовительных групп. Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: песни хором в унисон группами (дуэт, трио и т.д) тембровыми подгруппами при включении в хор солистов пение под фонограмму. Уровень программы, объём и сроки реализации: Уровень программы- ознакомительный Срок реализации – 1 год, продолжительностью 72 академических часов. Форма обучения по дополнительной программе — очная. Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год Продолжительность занятий не превышает требований СанПиН, в соответствии с возрастом детей составляет – 25 минут. Особенности организации образовательного процесса: группы учащихся разного возраста, состав группы – постоянный. Цель программы: :заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей. Задачи : Образовательные: 1. Обучать навыкам вокального мастерства 2. Формировать музыкально-ритмические навыки. 3. Научить правильному дыханию. 4. Сформировать начальные навыки актерского мастерства. Развивающие: 1. Формирование интереса к вокальному искусству. 2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон. 3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса. 4. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий. 5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции. 6. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца. 7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения), 8. Совершенствование вокально-хоровых навыков. 9. Воспитательные: 1. Воспитывать музыкальный вкус. 2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности. 3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим. Учебный план: № Наименование разделов и тем Общее количество часов Теоретических 1. Певческая установка. Певческое дыхание. 10 2 8 2. Работа над дикцией и артикуляцией 12 2 10 3. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования 15 2 13 4. Формирование чувства ансамбля. 15 2 13 5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. 20 3 17 72 12 60 Итого: Практических Занятия по всем разделам дополнительной общеобразовательной программы «Веселые нотки» проводятся согласно календарному учебному графику в течение учебного года. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. Певческая установка. Певческое дыхание. Теория: Знакомство с понятием «певческая установка», «певческое дыхание». Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Правила по формированию певческого дыхания. Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения Практика: Обучение воспитанников принимать правильную певческую установку и во время пения держаться свободно, без напряжения. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания: 1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); 2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; 3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу). С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. Дыхательные упражнения Е.Емельянова. 2. Работа над дикцией и артикуляцией Теория: Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Практика: Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка» Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Упражнения: «В гости». «Здравствуйте». Упражнения: «Обезьянки» .«Весёлый язычок». М. Картушина. Формирование связного и отчётливого исполнения гласных в сочетании с согласными, певческой кантилене и дикции. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Воспитание способностей проговаривать слова с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия. Игры звукоподражания. «Ослик», «Пробуждение» С.А Коротаева. Скороговорки «Шла Саша по шоссе», «Ехал грека», «Бык тупогуб». 3.Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Теория: Применение игровой методики развития голосового аппарата, Расширение певческого диапазона детей. Развитие чистой интонации звучания голоса. Формирование речевого и музыкального слуха. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (грудное, головное звучание). Практика: Интонационно-фонетические упражнения для развития музыкального слуха, чувства ритма и темпа. Развитие точного интонирования трезвучий, а также на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Игра «Имена» Вокальные упражнения. «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) «Теремок» Л.Олифировой «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной, «Стрекоза и рыбка», «Кот и петух» А.Евтодьевой, Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик «Самолёт летит» М. Картушиной. Формирование чувства ансамбля. Теория: Обучение детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Воспитание чувства ансамбля путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. Практика: Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Теория: Обучение детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, микрофоном, умению правильно вести себя на сцене. Практика: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Применение пантомимических упражнений для развития артистические способности детей. Развитие образного мышления, мимики, эмоциональной отзывчивости. Формирование слухового восприятия. Планируемые результаты Выпускники вокального кружка «Весёлые нотки»» в результате занятий умеют: — воспринимать песни разного характера, проявлять устойчивый интерес к вокальному искусству; — петь естественным голосом, протяжно; — правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы; — чисто интонировать, различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное; — воспроизводить и передавать ритмический рисунок; — контролировать слухом качество пения; — петь с музыкальным сопровождением и без него; Обладают следующими качествами: — самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение; — ответственное отношение к занятиям; — владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми; — самокритичность в оценке своих творческих и музыкальных способностей; — умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве; — любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа. Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» Условия реализации программы: музыкальный зал с хорошим освещением и удобными стульями для воспитанников. Наличие материально-технической базы: фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор, флеш-карты с музыкальными произведениями, методические и нотные пособия по вокалу, музыкально-дидактические пособия, музыкальные инструменты, сценические костюмы. Формы аттестации Формы аттестации (контроля): практические задания и открытые занятия. Участие на праздниках, утренниках, конкурсах и фестивалях, районного и краевого уровня Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись, диплом, грамота, готовая работа-песня, журнал посещаемости, отзыв детей и родителей, сертификат. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: мониторинг результатов обучения учащихся по программе, открытое занятие, портфолио, соревнование, фестиваль. Сроки проведения По окончании разделов «Певческая установка. Певческое дыхание.» Цель проведения Текущая диагностика Определение степени усвоения учащимися учебного материала по темам программы: «Певческая установка. Певческое дыхание.» Формы диагностики и контроля Опрос, практические задания По окончании изучения разделов «Артикуляция, выразительная дикция» Определение степени усвоения приобретённых знаний и умений по темам: «Артикуляция, выразительная дикция» Практическое задание, опрос. По окончанию разделов: «Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования» Определение степени усвоения учащимися учебного материала по темам программы: «Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования» Практическое задание. По окончании разделов «Формирование чувства ансамбля» Определение степени усвоения приобретённых знаний и умений по теме: «Формирование чувства ансамбля» Практические задания. По окончании разделов Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Определение степени усвоения приобретённых знаний и умений по теме: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Самостоятельное задание, опрос. Июнь Итоговая аттестация Определение изменения уровня знаний детей, их творческих способностей. Опрос, Практическое задание. Открытый урок. Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды диагностики и контроля: 1. Текущая диагностика (в течение всего года – по окончании темы, раздела). 2. Итоговая аттестация в конце года (июнь). Диагностика результативности освоения учебной программы: Оценочные материалы Для определения результатов обучения учащихся применяются различные диагностические материалы: — творческие задания; — практические задания; Методическое обеспечение Образовательный процесс в детском объединении построен на очном обучении. Занятия разнообразны по содержанию (дыхательная и артикуляционная гимнастика, вокальные и интонационно-фонетические упражнения, ритмодекломация, скороговорки, разучивание песен, пение в ансамбле и сольные выступления) и по методам работы. Применяются разные методы обучения: игровой характер занятий и упражнений, устное объяснение, показ руководителя, прослушивание и разбор музыки, постоянное повторение пройденного, музыкальные игры и импровизации, индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого ребенка. В воспитательном процессе используется метод поощрения, убеждения, мотивации и стимулирования Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении навыков. Это пробуждает у детей интерес к занятиям. Информационное обеспечение программы: 1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах. 2. Фланелеграф — при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, при знакомстве детей с низкими и высокими звуками. 3. Мольберт — знакомство с нотами, звуками. 4. Комплекс дыхательной гимнастики– при работе над песней. 5. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах. 6. Комплекс точечного массажа используется для профилактики расстройств голоса и заболеваний верхних дыхательных путей. 7. Музыкальные инструменты используются при обучении, при игре на музыкальных инструментах. 8. Программы, сценарии концертов. 9. Сборники песен, попевок. 10. Музыкальные произведения для разучивания с детьми на музыкальных инструментах. 11. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски — фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности. 12. Ноутбук — презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями, с песнями. Методические приемы: 1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения) работа над вокальными и хоровыми навыками; проверка знаний у детей усвоения песни. Для успешного достижения основных целей и задач данной программы предусматривается применение групповых и индивидуальных форм обучения: — групповые: занятия проводятся по группам. -фронтальные -индивидуально-групповые — индивидуальные -ансамблевые Учебные занятия проходят в форме беседы, открытых занятий, творческих мастерских, мастерклассов. Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии: — личностно-ориентированного обучения, когда педагог во время занятий учитывает творческий потенциал каждого ребёнка в отдельности; -игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся –это игра, в процессе которой учащиеся перевоплощаются в сказочных персонажей, мульт героев, в образы животных, объектов, …и создают собственные движения и образы; —применение здоровьесберегающей технологии происходит посредством дыхательных упражнений, релаксации, при прослушивании приятной музыки, также посредством упражнений, направленных на формирование правильной осанки. — информационно – коммуникационные технологии. — применение принципа постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребёнком и выполнения им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок. Учебное занятие состоит из нескольких этапов: — организационный момент; — сообщение темы, цели; — подготовка к изучению новой темы через повторение; — ознакомление с новым материалом; — закрепление полученных знаний на практике; — подведение итогов. Педагог начинает занятие с объяснения темы занятия, задач, которые необходимо решить, средств и способов их выполнения. После изложения теории обучающиеся переходят к практической деятельности. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы, выявляются недоработки. Список используемой литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению» Санкт-Петербург, 2008 г. А.С. Соболев «Речевые упражнения на уроках пения» Москва, 1965 г. М.И Белоусенко «Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г В. В. Емельянов «Развитие голоса» Санкт-Петербург, 2000 г. Т.Э.Тютюнникова «Учусь творить Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Москва, 2004 г. Д.Е. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей.» Киев, 1989г. М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» Москва, 2015 г. В.П. Анисимов «Диагностика музыкальных способностей детей» Москва, «Владос», 2014 г. Е.В.Горбина «Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей» Ярославль, 2007 г.