Пояснительная записка
Перспективный (учебный план) разработан в соответствии с:
- «Законом об образовании РФ» (принят № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
№ 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного
образования” (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г., рег.
№ 30038);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных
организаций» 2.4.1.3049-13 (постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от от 15 мая 2013 г. N 26);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г.
Министерства юстиции РФ).
Общие требования к проведению непосредственно образовательной
деятельности:
Соблюдение гигиенических требований (помещение должно быть
проветрено, свет должен падать с левой стороны; оборудование,
инструменты и материалы и их размещение должны отвечать
педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям).
Длительность непосредственно образовательной деятельности должна
соответствовать установленным нормам СнПиН, а время использовано
полноценно. Большое значение имеет начало НОД, организация детского
внимания.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности (воспитатель
должен хорошо знать программу, владеть методиками развития детей, знать
возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей
группы).
Использование игровых методов и приемов обучения в работе с детьми.
Использование разнообразных форм организации детей (индивидуальный,
подгрупповой, групповой).
Обязательное проведение физкультминутки в середине непосредственно
образовательной деятельности.
Формы организации детей в рамках непосредственно образовательной
деятельности
Формы
организации
Индивидуальная
Групповая
(индивидуальноколлективная)
Фронтальная
Особенности
Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы,
средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат;
создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения;
ограничение сотрудничества с другими детьми.
Группа делится на подгруппы.
Основания для комплектации: личная симпатия, общность
интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую
очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе
обучения.
Работа со всей группой. Достоинствами формы являются четкая
организационная структура, простое управление, возможность
взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком –
трудности в индивидуализации обучения.
В дни каникул и в летний период НОД не проводится. Проводятся
спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие,
увеличивается продолжительность прогулок.
Проектирование образовательного процесса предусматривает и
предполагает:
Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.
Комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса
с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей.
План образовательной деятельности составлен с учетом соотношения
основных направлений развития ребенка: физическое, социальнокоммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое.
Общие требования к проведению непосредственно образовательной
деятельности:
Соблюдение гигиенических требований (помещение должно быть
проветрено, свет должен падать с левой стороны; оборудование,
инструменты и материалы и их размещение должны отвечать
педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям).
Длительность непосредственно образовательной деятельности должна
соответствовать установленным нормам, а время использовано полноценно.
Большое значение имеет начало НОД, организация детского внимания.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности (воспитатель
должен хорошо знать программу, владеть методикой обучения, знать
возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей
группы).
Использование игровых методов и приемов обучения в работе с детьми.
Использование разнообразных форм организации детей (индивидуальный,
подгрупповой, групповой).
Обязательное проведение физкультминутки в середине непосредственно
образовательной деятельности.
Организационной основой реализации перспективного плана
является Календарь тематических недель (утвержден основной
общеобразовательной программой МКДОУ д/с «Седа»), общая идея
которых - расширяющееся по концентру познание ребёнком мира вокруг и
самого себя.
В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после
образовательной работы) проводится комплексная педагогическая
диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения
Программы детьми дошкольного возраста. В соответствии с п. 3.2.1. ФГОС
«при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в
рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития
детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных
задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);оптимизации работы с группой
детей».
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через
организацию различных видов детской деятельности (игровой,
двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной,
изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и
фольклора и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм
и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами
самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения
Программы и решения конкретных образовательных задач.
Содержание образовательного процесса включает совокупность 5
образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей,
реализуются в рамках основных направлений развития ребёнка –
физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и предполагает интеграцию образовательных
областей и обеспечивают организацию различных видов детской
деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Направление
развития
воспитанников
Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Основные виды детской деятельности
Ранний возраст
Дошкольный возраст
Двигательная
деятельность
Самообслуживание и
действия с бытовыми
предметами-орудиями
Предметная
деятельность и игры с
составными и
динамическими
игрушками
Экспериментирование
с материалами и
веществами
Речевое развитие Общение с взрослым
и совместные игры со
сверстниками под
руководством
взрослого
Восприятие смысла
Художественномузыки.Восприятие
эстетическое
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
Двигательная деятельность
Игровая деятельность, самообслуживание и
элементарный бытовой труд
Познавательно-исследовательская
деятельность
Коммуникативная деятельность
Изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, конструирование,
восприятие художественной литературы и
фольклора
Формы, средства, методы и приемы непосредственно образовательной
программы указаны в основной общеобразовательной программе
дошкольного образования.
План непосредственно образовательной деятельности на учебный год
в младшей группе детей 3-4 года
Образовательная
область
Речевое
развитие
Вид детской
деятельности
В неделю в
содержании НОД
В учебный год в
содержании НОД
(31 неделя по
тематическому плану)
Количество Объем Количество
Объем
времени,
времени,
мин
мин/час
Коммуникативная/
1
15
31
465/7,75
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора
Познавательное
развитие
Художественноэстетическое
развитие
Познавательноисследовательская
Изобразительная
Музыкальная
2
30
62
930/15,5
2
2
30
30
62
62
930/15,5
930/15,5
Физическое
развитие
Двигательная (по
СанПин - занятие
по физическому
развитию)
Итого
3
45
93
1395/23,25
10
150
310
4650/77,5
План непосредственно образовательной деятельности на учебный год в
средней группе детей 4-5 лет
Образовательная
область
В учебный год в
содержании НОД (31
недели по
тематическому плану)
Количество Объем Количество
Объем
времени,
времени
мин
мин/час
Речевое
Коммуникативная 1
20
31
620/10,33
развитие
Восприятие
1
20
31
620/10,33
художественной
литературы и
фольклора
Познавательное Познавательно2
40
62
1240/21,6
развитие
исследовательская
Художественно- Изобразительная
2
40
62
1240/21,6
эстетическое
Музыкальная
2
40
62
1240/21,6
развитие
Физическое
развитие
Вид детской
деятельности
Двигательная (по
СанПин - занятие
по физическому
развитию)
Итого
В неделю в
содержании НОД
3
60
11
220
93
1860/31,39
341
6820/116,85
План непосредственно образовательной деятельности на учебный год в
старшей группе (5-6 лет)
Образовательная
область
Речевое
развитие
Вид детской
деятельности
В неделю в
содержании НОД
В учебный год в
содержании НОД (31
недели по тематическому
плану)
Количество Объем Количество
Объем
времени,
времени
мин
Коммуникативная 1
25
31
775/12,92
Восприятие
1
25
31
775/12,92
художественной
литературы и
фольклора
Подготовка к
обучению
грамоте
Познавательное Познавательноразвитие
исследовательская
Художественно- Изобразительная
эстетическое
Музыкальная
развитие
1
25
31
775/12,92
3
75
93
2325/38,75
2
2
50
50
62
62
1550/25,83
1550/25,83
Физическое
развитие
3
75
93
2325/38,75
Двигательная (по
СанПин - занятие
по физическому
развитию)
Итого
13
325
403
10075/167,92
План непосредственно образовательной деятельности на учебный год в
подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Образовательная
область
Речевое
развитие
Вид детской
деятельности
В неделю в
содержании НОД
В учебный год в
содержании НОД (31
недели по тематическому
плану)
Количество Объем Количество
Объем
времени,
времени
мин
Коммуникативная 1
30
31
930/15,5
Восприятие
1
30
31
930/15,5
художественной
литературы и
фольклора
Подготовка к
2
обучению
грамоте
Познавательное Познавательно3
развитие
исследовательская
Художественно- Изобразительная
2
эстетическое
развитие
Музыкальная
2
60
62
1860/30,10
90
93
2790/45,6
60
62
1860/30,10
60
62
1860/30,10
Физическое
развитие
90
93
2790/45,6
Двигательная (по
СанПин - занятие
по физическому
развитию)
Итого
3
14
420
434
13020/212,5