Пояснительная записка Перспективный (учебный план) разработан в соответствии с: - «Законом об образовании РФ» (принят № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года» - Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования” (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г., рег. № 30038); - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» 2.4.1.304913 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 15 мая 2013 г. N 26); - «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г. Министерства юстиции РФ). Общие требования к проведению непосредственно образовательной деятельности: Соблюдение гигиенических требований (помещение должно быть проветрено, свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям). Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам СнПиН, а время использовано полноценно. Большое значение имеет начало НОД, организация детского внимания. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности (воспитатель должен хорошо знать программу, владеть методиками развития детей, знать возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы). Использование игровых методов и приемов обучения в работе с детьми. Использование разнообразных форм организации детей (индивидуальный, подгрупповой, групповой). Обязательное проведение физкультминутки в середине непосредственно образовательной деятельности. Формы организации детей в рамках непосредственно образовательной деятельности Формы организации Индивидуальная Групповая (индивидуальноколлективная) Фронтальная Особенности Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Работа со всей группой. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. В дни каникул и в летний период НОД не проводится. Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, увеличивается продолжительность прогулок. Проектирование образовательного процесса предусматривает и предполагает: Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей. План образовательной деятельности составлен с учетом соотношения основных направлений развития ребенка: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое. Общие требования к проведению непосредственно образовательной деятельности: Соблюдение гигиенических требований (помещение должно быть проветрено, свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям). Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использовано полноценно. Большое значение имеет начало НОД, организация детского внимания. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности (воспитатель должен хорошо знать программу, владеть методикой обучения, знать возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы). Использование игровых методов и приемов обучения в работе с детьми. Использование разнообразных форм организации детей (индивидуальный, подгрупповой, групповой). Обязательное проведение физкультминутки в середине непосредственно образовательной деятельности. Организационной основой реализации перспективного плана является Календарь тематических недель (утвержден основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с «Седа»), общая идея которых - расширяющееся по концентру познание ребёнком мира вокруг и самого себя. В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) проводится комплексная педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста. В соответствии с п. 3.2.1. ФГОС «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);оптимизации работы с группой детей». Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Содержание образовательного процесса включает совокупность 5 образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, реализуются в рамках основных направлений развития ребёнка – физического, социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и предполагает интеграцию образовательных областей и обеспечивают организацию различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Направление развития воспитанников Физическое развитие Социальнокоммуникативное развитие Познавательное развитие Основные виды детской деятельности Ранний возраст Дошкольный возраст Двигательная деятельность Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Экспериментирование с материалами и веществами Речевое развитие Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого Восприятие смысла Художественномузыки.Восприятие эстетическое сказок, стихов, рассматривание картинок Двигательная деятельность Игровая деятельность, самообслуживание и элементарный бытовой труд Познавательно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора Формы, средства, методы и приемы непосредственно образовательной программы указаны в основной общеобразовательной программе дошкольного образования. План непосредственно образовательной деятельности на учебный год в младшей группе детей 3-4 года Образовательная область Речевое развитие Вид детской деятельности В неделю в содержании НОД В учебный год в содержании НОД (31 неделя по тематическому плану) Количество Объем Количество Объем времени, времени, мин мин/час Коммуникативная/ 1 15 31 465/7,75 Восприятие художественной литературы и фольклора Познавательное развитие Художественноэстетическое развитие Познавательноисследовательская Изобразительная Музыкальная 2 30 62 930/15,5 2 2 30 30 62 62 930/15,5 930/15,5 Физическое развитие Двигательная (по СанПин - занятие по физическому развитию) Итого 3 45 93 1395/23,25 10 150 310 4650/77,5 План непосредственно образовательной деятельности на учебный год в средней группе детей 4-5 лет Образовательная область Вид детской деятельности В неделю в содержании НОД Количество Объем времени, В учебный год в содержании НОД (31 недели по тематическому плану) Количество Объем мин времени Коммуникативная Восприятие художественной литературы и фольклора Познавательное Познавательноразвитие исследовательская Художественно- Изобразительная эстетическое Музыкальная развитие 1 1 20 20 31 31 мин/час 620/10,33 620/10,33 2 40 62 1240/21,6 2 2 40 40 62 62 1240/21,6 1240/21,6 Физическое развитие 3 60 93 1860/31,39 Речевое развитие Двигательная (по СанПин - занятие по физическому развитию) Итого 11 220 341 6820/116,85 План непосредственно образовательной деятельности на учебный год в старшей группе (5-6 лет) Образовательная область Вид детской деятельности В неделю в содержании НОД В учебный год в содержании НОД (31 недели по тематическому плану) Количество Коммуникативная Восприятие художественной литературы и фольклора 1 1 Объем Количество Объем времени, времени мин 25 31 775/12,92 25 31 775/12,92 Подготовка к обучению грамоте Познавательное Познавательноразвитие исследовательская Художественно- Изобразительная эстетическое Музыкальная развитие 1 25 31 775/12,92 3 75 93 2325/38,75 2 2 50 50 62 62 1550/25,83 1550/25,83 Физическое развитие 3 75 93 2325/38,75 Речевое развитие Двигательная (по СанПин - занятие по физическому развитию) Итого 13 325 403 10075/167,92 План непосредственно образовательной деятельности на учебный год в подготовительной к школе группе (6-7 лет) Образовательная область Вид детской деятельности В неделю в содержании НОД В учебный год в содержании НОД (31 недели по тематическому плану) Количество Речевое развитие Коммуникативная Восприятие художественной литературы и фольклора 1 1 Объем Количество Объем времени, времени мин 30 31 930/15,5 30 31 930/15,5 Подготовка к 2 обучению грамоте Познавательное Познавательно3 развитие исследовательская Художественно- Изобразительная 2 эстетическое развитие Музыкальная 2 60 62 1860/30,10 90 93 2790/45,6 60 62 1860/30,10 60 62 1860/30,10 Физическое развитие 90 93 2790/45,6 Двигательная (по СанПин - занятие по физическому развитию) Итого 3 14 420 434 13020/212,5